Выбор и организация стоянки

Выбор и организация стоянкиТри четверти суток в путешествии турист-водник проводит на берегу на бивуаке. Найти удобное место для стоянки нетрудно на многих реках средней, но на таежных, степных, скалистых или болотистых берегах хорошую стоянку приходится искать.

Во всех случаях руководитель группы или старший головного судна начинает присматриваться к берегу примерно за час до окончания дневного перехода, а то и раньше, в зависимости от характера берегов и того, что говорит ему карта, и выбирает из многих хороших мест лучшее или первое мало-мальски подходящее.

Правильно выбранное место ночной стоянки по возможности должно обеспечить группе фронт разгрузки и погрузки всех судов одновременно, спокойный ночлег, купание, топливо, удобный забор воды и умеренное количество мошкары. Лагерь лучше всего ставить на первой надпойменной террасе или на достаточно высоком участке поймы, выбрав сухую ровную площадку желательно на опушке леса или под его крайними деревьями с видом на реку, не дальше 100 м от места разгрузки. В летнюю межень на равнинной реке может вполне подойти песчаная отмель или остров, если они обеспечены топливом. Для дневки сверх того потребуются условия, обеспечивающие добычей рыболовов.

В горах не рекомендуется располагаться лагерем в устьях сухих боковых ущелий, так как по ним в периоды длительных дождей низвергаются внезапные грязекаменные паводки — сели. Нельзя также на гордых реках и в районах влияния муссонов становиться у самой воды, особенно на островах: такая стоянка может быть подтоплена внезапным и резким подъемом воды.

Неудобны и не рекомендуются стоянки по соседству с большими дорогами, населенными пунктами, у водопоев, на территориях пристаней, пионерских лагерей, но при необходимости стоянка организуется выше по течению.

На стоянке суда, разгрузив, убирают на место хранения: лодки и моторки вытаскивают на отмель (чтобы не било волной и не повредило сплавом), байдарки укладывают между палатками, а весла и уключины — под тентами.

В теплую солнечную погоду деревянные суда спускают на воду рано утром.

Место для костра выбирается с подветренной от палаток стороны, в защищенном от ветра месте, не ближе 4—5 м от ближайшего дерева. Основное топливо — сухой хворост, сухостойные, но не гнилые деревья, сухие ветви живых деревьев, просохший на солнце плавник — куски дерева, принесенные половодьем. Для разжигания костра употребляются береста, ободранная с сухостоя и упавших деревьев, сухая лучина, щепки, хвойная мелочь, в мокрую погоду — таблетки сухого спирта или уротропина, кинопленка, оргстекло. У группы должен быть запас растопки — расходный, постоянно пополняемый, и аварийный, неприкосновенный, в непромокаемой упаковке.

Поставив палатки, в них сразу же вносят личные вещи и засветло готовят постели. Одновременно ставят тент для прочего багажа.

Часы утреннего подъема, завтрака и отплытия объявляются с вечера и соблюдаются самым строгим образом. В ожидании сигнала к завтраку можно подготовить суда к погрузке и закончить ее, когда будет вымыта и уложена посуда. Палатки убирают в последнюю очередь и до-сушивают, если нужно, на обеденном привале. Перед тем как покинуть место стоянки, сжигают сухой мусор, закапывают мокрый и банки, заливают костер. Когда погрузка закончена и люди разошлись по судам, руководитель группы в последний раз осматривает место лагеря.

Предусмотренные в плане похода дневки используются:
1) для отдыха, организации экскурсий к близлежащим музеям, заповедникам, памятникам старины, исторически значимым местам, предприятиям и другим объектам, интересным для осмотра;
2) для охоты, рыбной ловли, сбора грибов и ягод;
3) для закупки продовольствия;
4) для профилактического осмотра и ремонта судов, стирки и просушки одежды, снаряжения и белья, устройства бани для всей группы и прочих работ и забот хозяйственного и гигиенического порядка.

На дневках могут устраиваться спортивные и иные встречи с населением и туристами других групп, а также выполняться научные, краеведческие и тому подобные задания.

Выбор места дневки диктуется ее главной задачей. Не исключена возможность, что этим местом будет прибрежный населенный пункт.

Последнюю дневку «приберегают» до последних дней путешествия, если не удалось накопить резерв времени на случай неожиданной задержки.

Во всех случаях целесообразно во время дневки выполнить несколько задач. Чтобы обеспечить успех экскурсии, в план подготовки следует включить предварительное получение сведений о порядке допуска на объект посещения и днях, в которые это посещение разрешено.

3 коммент. к статье “Выбор и организация стоянки”

  1. Иван:

    Сплавлялись как то по реке, и в первый день решили побольше проплыть и причалили к берегу уже с закатом. В итоге пока разложили палатку стемнело. Пришлось готовить кушать уже в потьмах.

    Поэтому заканчивайте сплав вовремя, с расчетом всех мероприятий на берегу.

  2. Татьяна:

    И ещё один момент- если на реке, по которой вы идёте, вечером спускается туман, то лучше становиться на стоянку за пару часов до тумана- иначе дежурные замучаются готовить ужин на мееедленно горящих в сыром воздухе дровах…

  3. Старый Боцман:

    После 18.00 стоянок нет! Это закон!

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!