Загрузка судна

Загрузка суднаОт загрузки лодки зависит не только ее обитаемость, но и безопасность плавания. Укладка и размещение вещей в лодке влияют и на ее мореходные качества.

Каждая вещь должна иметь постоянное место. Вещи укладывают так, чтобы каждую из них можно было легко достать. Компактная укладка дает больше свободного места, позволяет удобнее расположиться экипажу для работы и отдыха, обеспечивает безопасность пересадки при смене гребцов.

Чтобы можно было следить за появлением под сланями воды, ни в лодке, ни в байдарке нельзя закладывать все дно вещами. Кроме того, нужно иметь в нескольких местах хороший доступ к днищу для быстрого и интенсивного вычерпывания воды. Это особенно важно на больших реках и при озерном плавании, где иногда требуются усилия всего экипажа, чтобы добраться до ближайшего берега.

Для улучшения устойчивости наиболее тяжелый груз помещают внизу. Особенно снижает остойчивость высокое расположение экипажа. Поэтому не занятые греблей и управлением туристы должны сидеть возможно ниже. Не следует выкладывать вещи значительно выше бортов. Это увеличивает парусность судна.

Загруженное вещами судно не должно иметь крена.

Сильно влияет на ход судна дифферент. Судно, имеющее дифферент на нос, плохо слушается руля, теряет ходкость, зарывается в волну. Загруженное на ровный киль(осадка судна, при которой киль расположен горизонтально), судно получает наилучшую устойчивость на курсе, наименьшую осадку, на волну всходит удовлетворительно. Наиболее легко управлять судном при небольшом дифференте на корму, за счет этого несколько снизится устойчивость на курсе, но всходить на волну судно будет легко. При боковом ветре из-за преобладания парусности над боковым сопротивлением воды нос будет уваливаться по ветру.

На технически несложных маршрутах наиболее целесообразно загружать судно почти на ровный киль, с небольшим дифферентом на корму (на ходу дифферент на корму несколько увеличивается против статического).

На управляемость и мореходность влияет также распределение грузов по длине судна. Если груз сконцентрировать в середине судна, то улучшается его управляемость и способность всходить на волну. Если грузы разнести на корму и нос, то при прочих равных условиях судно станет менее поворотливым, соответственно улучшится устойчивость на курсе, но ухудшится всхожесть на волну и увеличатся нагрузки на корпус.

Учитывая эти закономерности, можно в зависимости от маршрута улучшать те или иные качества судна. Так, поток со сложным фарватером потребует максимальной поворотливости, высокие волны порога или озера — хорошей мореходности и устойчивости на курсе, мелкая речка — наименьшей осадки.

Для похода с часто меняющимся характером маршрута байдарка требует компромиссной загрузки. В лодке изменять характер загрузки можно перемещением экипажа.

Оставить комментарий