Организация безопасности при преодолении препятствия

Организация безопасности при преодолении препятствияПутешествия по воде — один из наиболее опасных видов туризма. Пренебрежение правилами безопасности, лихачество и неосмотрительность — главные причины аварий и несчастных случаев в водных походах. Обеспечению безопасности в путешествиях по воде, и особенно при преодолении препятствий, должно быть уделено самое серьезное внимание.

Обязательное условие безопасности — умение держаться на воде, плавать и нырять. Кроме указанных требований, обязательных для каждого судна и участника, руководитель похода должен организовать дополнительную службу безопасности, установить порядок и строй следования судов, выделить головное и замыкающее суда, установить систему связи между судами и код команд (звуковой и жестами). При прохождении на плаву сложных препятствий, в основном — порогов, к мерам безопасности относится выделение сигнальщиков и спасательных групп и судов. Сигнальщики, расставленные в соответствующих местах по трассе препятствия, подавая сигналы, помогают рулевым вести суда правильным курсом. Спасательные группы включаются в работу при аварии.

Аварийные ситуации создаются в тех случаях, когда квалификация туристов не соответствует сложности маршрута или в группе нет должной дисциплины. Правильный выбор маршрута, продуманные действия в трудных условиях, твердая и сознательная дисциплина в сочетании с достаточной подготовкой туристов почти полностью гарантируют от аварий в походе. Однако возможность аварий все же не исключается.

Аварии могут сопровождаться поломкой судов и травмированием членов их экипажей. Общее правило при ликвидации аварии: сперва спасают людей, потом суда и, наконец, снаряжение.

Наиболее трудны ликвидация аварии и подача помощи терпящим бедствие на больших водных пространствах в бурную погоду и на порожистых реках, особенно если происшествие сопровождается травмами членов экипажей.

Типичные аварии на большой акватории — опрокидывание судна, заливание его на волнении, значительно реже поломки судов в результате длительного воздействия волн. Сложность ликвидации таких аварий в том, что приходится принимать экипаж судна, потерпевшего аварию, на другие суда, сильно перегружая их. Это небезопасно для самих спасающих судов, особенно при большом волнении. На байдарках прием дополнительных пассажиров практически исключен, поэтому приходится буксировать потерпевших к берегу. Скорость буксировки пловца за байдаркой не более 1—2 км/час, и при аварии, происшедшей далеко от берега, пострадавшие очень долго пребывают в воде. Это вызывает переохлаждение тела и может привести к серьезному заболеванию. Кроме того, при длительной буксировке на волнении человек может захлебнуться.

Типичные аварии на быстрых порожистых реках — посадка судна на камни или другие предметы, в результате чего оно опрокидывается или ломается; опрокидывание или заливание судна на участках с высокими стоячими волнами и при выходе из прямого в обратное течение; навалы на берега или неподвижные предметы с опрокидыванием и поломкой судна.

При опрокидывании и заливании судна потерпевший экипаж не должен бросать его и пытаться в одиночку добраться до берега; разумнее совместными усилиями постараться собрать плавающее снаряжение и доставить судно на мелководье или к берегу, либо, подавая сигналы бедствия, дожидаться помощи других судов; добираться к безопасному месту также следует не в одиночку, а группой: в этом случае можно оказать помощь ослабевшим или травмированным членам экипажа. Бросать ослабевшего или раненого пловца одного, даже если он обеспечен индивидуальными спасательными средствами, недопустимо.

При аварии в пороге не следует бросать залитое водой судно и добираться в безопасное место по одиночке, так как даже залитое, но оставшееся на плаву судно служит надежным спасательным средством. Очень опасно при аварии в пороге получить травму при ударе о камни и другие предметы и попасть в вертикальные течения на водосбросах. При аварии в порогах потерпевшим нужно попытаться подать с берега конец и дополнительные спасательные средства (круги, буйки и т. д.), а также принять пловцов ниже порога на другие суда и выловить плывущие суда и снаряжение.

Попытки принять потерпевших аварию на спасательное судно в самом пороге обычно безрезультатны и кончаются второй аварией.

1 комментарий к статье “Организация безопасности при преодолении препятствия”

  1. Весляев Антон:

    Ох, еще ни разу не доводилось путешествовать по рекам с порогами, до этого лета ходил только по тихим и спокойным речушкам, озерам.

    Этим летом едим в Карелию и вот сижу изучаю так сказать матчасть по технике безопасности. Хочется в случае аварии, тьфу, тьфу, знать что делать можно и нужно, а что категорически нельзя.

Leave a Reply to Весляев Антон