Формирование группы

Формирование группы«Самодеятельные туристские путешествия могут быть организованы и проведены коллективами физкультуры, спортивными клубами, туристскими клубами, туристско-оздоровительными лагерями, советами по туризму, детскими экскурсионно-туристскими станциями, школами. Туристов любого предприятия, учреждения, института объединяет в виде отдельной секции местный физкультурный коллектив; туристские походы всех видов составляют часть его деятельности.

Наиболее удачная форма путешествующего коллектива — группа, основной состав которой связан совместной работой или учебой.

Часто туристы различных предприятий составляют сборные группы. Такая группа с дружным составом, объединенным хорошим руководителем, может быть прочной и долговечной, но организовать путешествие ей несколько труднее.

Организуются туристские группы и по семейному признаку. Например, семья с детьми может объединиться для путешествия с другой семьей. Это будет вполне законная, нормальная самодеятельная туристская группа, правда, с некоторыми характерными особенностями организационного порядка.

Для несложных маршрутов вполне возможна и законна группа из новичков, но руководимая туристом, уже побывавшим в путешествии с такими же, а лучше с более сложными условиями плавания.

Чтобы участвовать в путешествии I категории сложности, надо обладать туристским опытом нескольких водных походов выходного дня.

В походах II категории сложности не больше одной трети группы можно укомплектовать людьми с опытом только походов выходного дня; остальные две трети должны иметь в своем «послужном списке» водное путешествие I категории. В путешествиях III, IV. и V категорий две трети комплектуются участниками, имеющими опыт водных путешествий II, III и IV категорий, и одна треть — I, II и III соответственно.

Все участники водных путешествий должны уметь плавать, что руководитель группы проверяет лично.

Руководитель и участники путешествий должны иметь письменное разрешение врача на участие в данном путешествии.

Руководителя группы выбирает из своей среды общее собрание группы и утверждает совет коллектива, который организует путешествие.

Его опыт, знания, умение, волевые и физические качества, а также тренированность должны полностью соответствовать условиям, категории сложности данного путешествия. В водных путешествиях IV и V категорий руководитель группы должен обладать опытом руководства путешествием на плавучих средствах такого же типа (плот, байдарка, челн), а старшие судов — опытом участников.

Руководитель группы до выезда возглавляет разработку маршрута, подготовку, тренировку и тренировочные плавания, защищает маршрут и состав участников в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). организует и обеспечивает приобретение, аренду и ремонт судов, оформление маршрутной книжки, а если понадобится, то и других документов. В походе он руководит группой. Его распоряжения на воде и на берегу обязательны для всех участников и должны исполняться ими немедленно и без рассуждений.

Остальные организационные, хозяйственные и прочие обязанности можно распределить следующим образом:

Заведующий хозяйством — организует заготовку и закупку продовольствия, снаряжения, запасных частей, горючего, тары, распределяет все запасы по судам, ведет их учет, выдает продукты дежурным и наблюдает за соответствием закупок смете.

Казначей — собирает деньги и выдает их для расхода, оформляет аккредитивы, раздает деньги по судам на хранение, а после похода отчитывается перед группой в израсходовании средств.

Штурман — составляет и ведет план-график и путевой журнал маршрута, заготовляет и хранит карты, дает прогнозы погоды.

Ремонтник — руководит ремонтом судов; у него находится комплект инструментов и починочных материалов.

Медик — хранит медицинскую аптечку и оказывает первую медицинскую помощь.

Кроме того, распределяются среди туристов в соответствии с их желанием и умением обязанности по фото- и видеосъемке, охоте, рыбной ловле. Лучше, если фотографов будет несколько.

На каждом судне должен быть старший. Он командует судном в движении и на стоянках в соответствии с действиями и указаниями руководителя, следит за исправностью судна и целостью груза. На гребных судах старший несет вахту на веслах и у руля наравне со всей командой. К управлению парусными и моторными судами допускаются только лица, имеющие права вождения.

В группе готовят пищу, организуют стол, моют кухонную посуду все по очереди. Топливо готовят и подносят свободные люди, палатки ставят их обитатели. Мелкие повреждения судов исправляют их команды самостоятельно, крупные — под руководством ремонтника. Группа на маршрутах первых трех категорий сложности должна состоять не менее чем из четырех человек; на маршрутах высших категорий минимум увеличивается до шести. Комплектуя группу, приходится учитывать несколько обстоятельств. Прежде всего желательно, чтобы участники не слишком отличались друг от друга опытом, физической подготовленностью, склонностями и привычками (речь идет, конечно, не о семейных группах). Возможностей для этого тем меньше, чем многочисленнее состав. Если же подобралась большая группа, ее приходится «сколачивать» на совместных тренировках и в походах выходного дня, чтобы участники привыкли друг к другу, а группа прошла через неизбежный процесс отсева.

Не совсем удобна для путешествия и малочисленная группа: ее участникам приходится каждый день выполнять хозяйственные обязанности, они вынуждены отказываться от экскурсий и береговых прогулок, чтобы не оставлять лагерь без надзора.

В водном путешествии важно не только количество участников, но и количество судов. Группой руководит один человек. В его распоряжении имеются лишь два простейших вида связи — зрительная и голосовая. Держать группу в пределах видимости можно, если количество судов не превысит некоторого максимума. На сложных же маршрутах количество судов должно обеспечивать действенную помощь на случай аварии и буксировки. Если попытаться удовлетворить оба изложенных требования, можно прийти к следующему приблизительному решению.

В группах, идущих на двух- и трехместных байдарках и лодках, на маршрутах первых трех категорий сложности судов должно быть не менее двух, на более сложных маршрутах (IV и V) — не менее трех.

На больших озерах, судоходных путях, в морском плавании рекомендуется путешествовать не менее чем в паре с другим однотипным по виду тяги судном.

Удобство управления группой ограничивает наибольшее количество судов, ее составляющих, четырьмя-пятью независимо от сложности маршрута и типа судов. Надо также помнить, что чем больше судов, тем сложнее хозяйственная часть, труднее выбор стоянки, соблюдение порядка в лагере, тем медленнее прохождение препятствий и чаще остановки для ликвидации мелких аварий.

1 комментарий к статье “Формирование группы”

  1. Фадеев:

    Ох, вы описали идеальные условия — иметь в команде штурмана, ремонтника, медика, казначея. На практике такого никогда не встречал.

    Все эти обязанности ложатся на самих участников сплава. Твоя байдарка, ты и сам должен смочь проложить маршрут, наложить себе повязку в случае получения травмы или подлатать свое судно.

Leave a Reply to Фадеев