Туристические байдарки

Туристические байдаркиБайдарки — длинные, легкие суденышки с острым носом и кормой, закрытые декой. Гребцы сидят лицом в сторону движения и гребут двухлопастным веслом. Байдарки легки на ходу, мелко сидят в воде и, имея сравнительно большую грузоподъемность, обладают хорошими мореходными качествами. В основу конструкции современных байдарок положена конструкция алеутских и эскимосских каяков.

Для туризма используются главным образом двухместные и трехместные байдарки. Основной движитель на байдарках — весла, но применяются и бортовые моторы мощностью 1,5—2,5 л. с. и легкое парусное вооружение. По конструкции корпуса байдарки бывают жесткими, полужесткими и надувными. Жесткие имеют как деревянный каркас и деревянную обшивку, так и дюралевый каркас из профилей, обшитых листами. Жесткие байдарки могут иметь корпус, выклеенный из нескольких слоев шпона или нескольких слоев стеклоткани. Полужесткие байдарки бывают с деревянным или металлическим каркасом, обтянутым тканью с водонепроницаемым покрытием. Как жесткие, так и полужесткие корпуса могут быть неразборными и разборными. Сборные жесткие корпуса разбираются на несколько отсеков или панелей, соединяемых между собой болтами, разборные полужесткие корпуса имеют разборный деревянный и дюралевый каркас, вставляемый в прочную матерчатую водонепроницаемую оболочку.

Надувные байдарки имеют корпус, образованный из ряда продольных надувных элементов. При наполнении их воздухом под давлением 50—100 кг/м2 (что составляет 0,5—1% от атмосферного давления) корпус получает достаточную жесткость, удовлетворительные мореходные качества и хорошую непотопляемость.

При всем разнообразии типов современные байдарки сохраняют основное качество каяка — легкость и быстроту хода, что позволяет быстро совершать необходимые маневры. Из-за малой осадки (10—20 см) байдарки могут плавать по мелководью, легко преодолевать пороги и мели. Гребцы в байдарках сидят на сиденьях, установленных на дне, что обеспечивает низкое положение центра тяжести. Умелое управление гребца корпусом и веслами в качестве опорных поверхностей способствует выравниванию крена судна и облегчает управление им, что особенно ценно при прохождении порогов. Туристские байдарки хорошо держатся на волне. Закрытая палуба и наличие фартуков дают возможность плавать при волнении, не опасаясь попадания воды внутрь.

Разборная байдарка ниже показана на рисунке.

Разборная байдарка
Основные части разборной байдарки:
1 — форпик; 2—ахтерпик; 3 — кокпит; 4 — борт; 5 —дека; 6 — фальшборт; 7 — руль; 8 — румпель; 9 — штуртросы; 10 — волнорез; 12 — спинка

Водоизмещение, форма и прочность обеспечиваются совместной работой системы оболочка — каркас. Ширина кокпита от 380 до 500 мм. Однако, как показала практика, ширина более 400—410 мм неудобна для гребли. Длина кокпита зависит от числа гребцов (в среднем от 800 до 1100 мм на человека). Высота борта (по привальному брусу) в среднем 270 мм при общей высоте судна в миделе 350— 400 мм. В разобранном виде двух- и трехместные байдарки с веслами упаковываются в 1, 2 или 3 места. Каждую из упаковок можно переносить, как рюкзак или ручную кладь.

Основа каркаса разборной байдарки — кильсон, одновременно выполняющий роль киля.
Основа каркаса разборной байдарки — кильсон, одновременно выполняющий роль киля.

Каркас разборной байдарки:
1 — кильсон; 2 —средний (незамкнутый) шпангоут; 3 — концевой (замкнутый) шпангоут; 4 — форштевень; 5 — ахтерштевень; 6 — стрингеры; 7 — привальный брус; 8 — фальшборта; 9 — мидельвейс (привальный бимс); 10 — задняя планка кокпита; 11 — спинка; 12 — педали управления рулем

Кильсон собирается из 2—4 частей, скрепленных замками или шарнирными соединениями. К концам его крепятся форштевень и ахтерштевень. На кильсоне устанавливаются и закрепляются шпангоуты (на одноместных байдарках — 2—4, на двухместных 3—7, на трехместных 5—9).

Шпангоуты, устанавливаемые в запалубленной части байдарки, замкнуты сверху бимсами, имеющими обычно изогнутую форму, обеспечивающую покатость (погибь) деки. Шпангоуты, устанавливаемые в зоне кокпита, не замкнуты, они имеют боковые свесы (полубимсы) внутрь байдарки для крепления фальшбортов.

В продольный набор входят 2— 3 пояса стрингеров и пояс привальных брусьев, опирающихся на шпангоуты и связанных со штевнями. В свою очередь, каждый стрингер и привальный брус собираются при помощи сдвигаемых муфт или разъемных устройств из 3—5 частей.

С фальшбортов на штевни нагрузка передается мидельвейсами, или продольными бимсами. Иногда помимо мидельвейсов концевые части каркаса усиливают еще наклонными брусками, идущими от нижних частей штевней к бимсам крайних шпангоутов. Собранный каркас вставляется в оболочку и растягивает ее при помощи кильсона, после чего оболочка закрепляется на фальшбортах и на бимсах шпангоутов, ограничивающих кокпит.

Распрямление каркаса при помощи кильсона

Распрямление каркаса при помощи кильсона

Оболочка байдарки состоит из двух частей — собственно оболочки, обтягивающей днище и борта, и деки, закрывающей носовую, кормовую и бортовые части между привальными брусьями и фальшбортами. Оболочка изготавливается из прорезиненной или иной прочной водонепроницаемой ткани, дека — из брезента. У некоторых оболочек в носовой части пришит козырек для крепления волнореза. Кромки кокпита усилены. В переднюю и заднюю кромки обычно вставляются люверсы для закрепления на головках винтов или штырей, имеющихся на бимсах шпангоутов, ограничивающих кокпит, а боковые кромки закрепляются в фальшбортах. Оконечности оболочки на штевнях усиливаются резиновыми или матерчатыми накладками.

В носовой части оболочки закрепляется кольцо (рым) или металлическая накладка с отверстием, а в корме — накладка с петлями для подвески руля.

Туго натянутая оболочка обеспечивает хорошую обтекаемость и работает совместно с каркасом. Корпус правильно собранной байдарки способен воспринимать значительные изгибающие нагрузки.

Конструкция элементов каркаса. Кильсон обычно изготавливается из дерева в виде рамы, состоящей из 2— 4 частей. Каждая часть состоит из 2 продольных брусков (высотой 30—45 мм и шириной 12—15 мм), скрепленных накладками из фанеры или дюралевых листов. Штевни делаются из дерева или дюралевых профилей и труб.

Материал для стрингеров — деревянные рейки (круглые или квадратные диаметром 14—16 мм) или дюралевые трубки (с наружным диаметром 14—16 мм и толщиной стенки 1 мм).

Привальные брусья изготавливаются из дерева (круглые — диаметром 18—20 мм и прямоугольного сечения— с высотой 24 мм и шириной 10—13 мм) или дюралевых трубок (диаметром 18—20 мм) с толщиной стенки 1 мм.

Шпангоуты делаются из дерева (из брусков, фанерных листов или путем выклейки из шпона) или дюралевых профилей и труб.

Стрингеры обычно только фиксируются на шпангоутах при помощи легких петель, завязок или упоров, не допускающих сдвига вверх или вниз, но не препятствующих продольным смещениям. В отличие от стрингеров привальные брусья на некоторых шпангоутах крепятся не только против поперечного, но и против продольного смещения. Закрепление шпангоутов на кильсоне производится различными способами.

Фальшборта делаются составными из 2—3 частей, изготавливаемых из деревянных брусков (высотой 30— 45 мм и шириной 16—20 мм) или дюралевых профилей. Между собой части фальшборта соединяются дюралевыми корытообразными накладками. Концы фальшбортов крепятся на шпангоутах стальными угольниками. После сборки корпуса в байдарку между фальшбортами вставляются спинки, служащие в качестве упора для гребцов и поперечными связями корпуса. Деревянные части каркаса изготавливаются из сосны, ясеня, бука или березы.

Конструкция оболочки и материалы для ее изготовления. Днище и борта оболочки сшиваются из тканей, имеющих резиновое или поливинилхлоридовое покрытие. Материал для оболочки может быть сделан из одного или нескольких слоев ткани. Двухслойные, а тем более трехслойные материалы более прочны при надрывах, но дороже и поэтому применяются реже. Ткани, идущие на изготовление этих материалов, бывают хлопчатобумажные, льняные, капроновые, нейлоновые и лавсановые. Части оболочки соединяются путем склейки резиновыми или специальными клеями с последующей прошивкой прочными нитками. Все швы, находящиеся в подводной части, с наружной и внутренней сторон проклеиваются прорезиненными или иными равноценными им лентами. Дека к оболочке только пришивается.

Характеристики материалов, применяемых для изготовления оболочки, приводятся в таблице.

Характеристики материалов, применяемых для изготовления оболочки

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!