Конструктивные характеристики разборных байдарок, применяемых туристами

Основные данные разборных туристских байдарок

Основные данные разборных туристских байдарок

Байдарка «Турист-2» — двухместная, достаточно совершенна как по ходовым характеристикам, так и по конструкции и удобствам эксплуатации. Имеет деревянный 6-шпангоутный каркас (из ясеня), скрепленный при помощи латунной арматуры, и оболочку из прорезиненной ткани с декой из легкого брезента. В отличие от современных байдарок на штевнях «Туриста-2» сделано устройство для изменения длины каркаса в зависимости от неточностей изготовления и деформаций оболочки. Укомплектована двумя деревянными веслами длиной 2,8 м. Байдарки «Турист-2» оказались настолько прочными и долговечными, что и сейчас их можно встретить на туристских маршрутах.

Байдарка «Луч» — допускает использование ее при длительных путешествиях в качестве двухместной и при одно-двухдневных походах и прогулках в качестве трехместной. По обводам, размерам и конструктивному решению близка к довоенным байдаркам «Турист» и «Антоновка». Обладает удовлетворительной остойчивостью. Устой-чивость на курсе и управляемость достаточно хороши, однако при ходе поперек волны нос зарывается в воду, что снижает ее мореходные качества. Каркас смешанной конструкции, состоящий из деревянного кильсона, деревянных или дюралевых стрингеров, привальных брусьев и фальшбортов, дюралевых штевней и 7 рамных шпангоутов из дюралевых трубок диаметром 15 мм. Обитаемость удовлетворительная. Байдарка укомплектована деревянными или дюралевыми веслами длиной 2,7 м, разбираемыми на 2 части, с прямыми лопастями.

Байдарка «Ладога» — может использоваться в варианте двойки для дальних походов с преодолением открытых водоемов и как трехместная — для прогулок. Обладает хорошей устойчивостью, повышенной остойчивостью, хорошей обитаемостью, достаточна ходка и имеет удовлетворительную управляемость. Каркас смешанной конструкции: фальшборт и кильсон деревянные, остальные части дюралевые. Днище оболочки из прочной однослойной прорезиненной ткани 533, дека из авиазента с водоупорной пропиткой. Байдарка оборудована 3 си-деньями и спинками, рулевым управлением и 3 разборными металли-ческими веслами длиной 2,7 м, допускающими разворот лопастей на 90°. Носовая часть кокпита защищена съемным дюралевым козырьком.

Байдарки «Салют-4,7» и «Салют-5,2» — предназначены для прогулок и туристских походов по рекам и водохранилищам. Байдарка «Салют-4,7» — двухместная, «Салют-5,2»— трехместная. По форме корпуса они близки к «Ладоге», с большей полнотой носовой части, что способствует лучшему входу на волну, но ухудшает управляемость (по сравнению, например, с байдарками «Колибри», «Луч» и «RZ-85»). Байдарки «Салют» (как и «Ладога») настолько остойчивы, что позволяют в аварийных ситуациях влезать в байдарку из воды с борта, тогда как на «Луч» можно влезть только с кормы или с носа. Каркас «Салюта» смешанной конструкции: кильсон, фальшборта и задняя спинка кокпита деревянные (из сосны), остальные элементы из дюралевых трубок и дюралевой и стальной арматуры.

Собственно оболочка (днище, борта) изготавливается из однослойной прорезиненной ткани М-72, более прочной, но с меньшей толщиной резинового покрытия, чем у материала 533, используемого для байдарки «Ладога». Дека изготовлена из авиазента. Носовая и кормовая кромки оболочки усилены привулканизированной окантовкой. Шпангоутов на «Салюте-4,7» — 5, а на «Салюте — 5,2» — 6. Все шпангоуты согнуты из дюралевых трубок толщиной 1 мм. Стрингеры и привальные брусья состоят из отдельных частей, стыкующихся на стальных шомполах, входящих в гнезда на шпангоутах.

Опыт эксплуатации байдарок «Салют» показал, что педальное управление, закрепленное перед передним гребцом, затрудняет раз-мещение вещей в носовой части, место для переднего гребца распо-ложено слишком близко от переднего края кокпита, что вызывает необходимость просовывать ноги в форпик и затрудняет вылезание из байдарки (это особенно опасно при аварийных ситуациях и опро-кидывании). Неудачна и конструкция рулевой коробки, выступающей за ахтерштевень, отчего между ней и ахтерштевнем могут застревать сучки; это нарушает управляемость байдарки, и она может, зацепившись за выступающие ветки, застрять на быстрине. Ходкость «Салюта-4,7» примерно такая же, что и «Луча». Грести переднему гребцу несколько мешает козырек, а на заднем месте излишняя ширина кокпита. Ходкость «Салюта-5,2» под мотором «Тюмлер» (мощностью 2,5 л. с.) с тремя пассажирами — около 15 км/час, а с одним без груза — до 20 км/час. Байдарки снабжены разборными (из трех частей; дюралевыми веслами, длиной 2,7 и 2,8 м.

Байдарки «RZ-85» и «Колибри-1» — двухместные, близки по обводам и конструкции. Однако они существенно отличаются по грузоподъемности и мореходным качествам. Байдарки «RZ-85» хороши для прогулок и для дальних туристских походов, но не могут быть рекомендованы для плавания по открытым водоемам, тогда как «Колибри-1» могут использоваться только как прогулочные и для несложных непродолжительных походов по спокойным нешироким рекам. В одиночном варианте «Колибри-1» применяются и при про-хождении сложных участков рек. Недостаточная ширина корпуса и низкое расположение привального бруса не обеспечивают этим бай-даркам хорошей остойчивости и необходимого по условиям безопас-ности запаса надводного борта. Обладая неплохой маневренностью, они из-за малой полноты носовой части прокалывают волну, что спо-собствует их заливанию с носа и бортов. У «Колибри-1» недостаточная высота борта ведет к захлестыванию кормовой волной. У обеих байдарок деревянный каркас (у «RZ-85»— 7 шпангоутов, у «Колиб-ри»— 6). Днище оболочки «RZ-85» из прочной материи с толстым на-ружным поливинилхлоридовым покрытием серебристого цвета. Днище оболочки «Колибри-1» из прорезиненной материи с наружным алюминированным покрытием. Деки у обеих байдарок из легкого брезента. По типу «Колибри-1» была сделана и выпускавшаяся у нас байдарка «Прима».

Жесткие пуристские байдарки обычно строятся на одного или двух гребцов. Обладая значительно большей долговечностью по сравнению с разборными байдарками, они обычно применяются для прогулок и походов, совершаемых на водных туристских базах. Для улучшения транспортабельности и возможности хранения в домашних условиях применяются также и жесткие разборные байдарки, собираемые из нескольких отсеков или панелей. Корпуса современных жестких туристских байдарок обычно изготавливаются либо целиком из дерева, либо целиком из алюминиевых материалов. В первом случае байдарка имеет легкий каркас (из киля, 9—16 шпангоутов, кильсона, продольных элементов из деревянных брусков) и обшивку из фанеры толщиной 2—3 мм. Во втором случае легкий каркас собирается из профилей, а обшивка — из листов толщиной 0,8—1,5 мм.

Поперечное сечение деревянных корпусов жестких туристских байдарок может иметь следующую конфигурацию:

1) с плоским прямым днищем и прямыми бортами под углом к нему;

2) с угловатым днищем и прямыми или наклонными к нему бортами;

3) граненую, по типу поперечных сечений разборных байдарок (форма «шарпи»);

4) округлую с плавным переходом от днища к бортам (при применении шпона).

Представление об основных размерениях и характерных параметрах строившихся жестких байдарок дают данные, приведенные в табл.

Байдарки имеют фанерные сиденья, съемные опорные спинки» рулевое управление и упоры для ног гребцов.

Разборные жесткие туристские байдарки состоят из нескольких частей, обычно ограничиваемых по торцам шпангоутами. Форма корпуса и оборудование подобных байдарок могут быть такими же, как у неразборных. Концевые отсеки заканчиваются штевнями. Сборку отсеков производят на болтах с барашками. При этом каждый стык крепления должен иметь не менее 7 болтов на шпангоуте.

Основные размерения и элементы жестких деревянных туристских байдарок

Основные размерения и элементы жестких деревянных туристских байдарок

Для герметизации при соединении секций между ними ставится резиновая прокладка. Вложенные один в другой отсеки занимают мало места, что удобно при транспортировке и хранении.

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!