Применение подвесных моторов на гребных туристских судах

Применение подвесных моторов на гребных туристских судахНа туристских гребных судах типа «фофан» можно применять моторы мощностью до 5 л. с, которые позволяют развивать на таком судне при полной загрузке скорость до 12—15 км/час, а при буксировке 2—3 судов — до 10 км/час. На разборных байдарках типа «Луч», «Ладога», «Нептун», «RZ-85», «Салют» можно идти с бортовыми моторами мощностью от 1 до 2,5 л. с. Эти моторы имеют относительно небольшой вес (8—12 кг), часовой расход топлива около 800 г. В настоящее время получили распространение бортовые моторы типа «Тюмлер» мощностью 1,5 и 2,5 л. с., используемые как на разборных, так и на обычных гребных судах или на катамаране из двух разборных байдарок. Иногда туристы приспосабливают для байдарок вело двигатели «Д-4», «Д-5» или «МАФ» мощностью 1 — 1,2 л. с. и весом 9 кг. Выпускается также подвесной мотор «Турист» мощностью 2 л. с. Прежде чем установить мотор на разборную байдарку, необходимо проделать ряд работ. Прежде всего пропитать матерчатую деку водоотталкивающим составом, так как байдарка во время движения под мотором, даже в тихую погоду, принимает на деку гораздо больше воды, чем при движении под веслами. Для предохранения деки и части борта от капель горючего и масла в месте установки мотора подкладывается кусок прорезиненной ткани, который должен начинаться у фальшборта и заходить на 40—50 мм на резиновую часть борта. В местах крепления струбцин мотора на фальшбортах подкладываются или приклеиваются по длине струбцин куски резины — микропористой от автокамеры или вакуумной — для предохранения фальшборта от повреждений и снижения вибрации корпуса судна от работы мотора. Под подвижную щеку струбцины хорошо подложить планки из плотного дерева. Устанавливать мотор на байдарке и гребном судне можно в середине или в конце кокпита. При установке мотора в середине байдарки поперечная штанга его крепления проходит примерно над коленями сидящего сзади рулевого. Это затрудняет посадку в байдарку и высадку из нее, а также выход при аварии. Если мотор остановился или какой-либо участок водоема нужно пройти на веслах, то мотор, установленный впереди рулевого, затрудняет работу веслом. Такая установка мотора оправдывается только при наличии П-образной поперечной штанги крепления, что позволяет при прохождении мелководных и засоренных участков водоемов быстро вынимать гребной вал мотора с винтом из воды. Бортовой мотор удобнее ставить на байдарке сзади сидящего рулевого-моториста в конце кокпита. В таком положении мотора хотя и затруднен его запуск, зато облегчается посадка в судно и высадка из него. При этом рулевой-моторист в случае необходимости может грести веслом. Значительно легче оставить судно в аварийной обстановке. Управляет байдаркой при движении под мотором только моторист, поэтому рулевое устройство должно крепиться у его ног на удобном расстоянии. Штуртросы необходимо ставить из прочного материала, так как при движении под мотором они испытывают большую нагрузку, чем при гребле. Рулевой-моторист должен сидеть несколько выше сидящего впереди члена экипажа, так как это улучшает обзор. Однако, поскольку высоко сидящий гребец снижает остойчивость судна, сидящего впереди необходимо посадить как можно ниже. Если забор воды в систему охлаждения мотора осуществляется через мягкий резиновый шланг с водозаборником на конце и с присоской, крепящейся к подводной части судна, то, чтобы двигаться по водоему с различными глубинами, необходимо заменить заводской водозаборный шланг более длинным, позволяющим закрепить водозаборник на передней части пера руля. Это позволит приставать к берегу и проходить мелкие места без риска засорить клапан водяной помпы, так как перо руля при наезде на препятствие будет откидываться, а затем возвращаться в рабочее положение. Для хранения и транспортировки горючего в дальнем походе удобна металлическая канистра емкостью до 20 л с герметической крышкой. Канистру можно использовать в качестве сиденья для моториста-рулевого она кладется на бок вдоль кильсона, по осевой линии, в конце кокпита байдарки, и накрывается мягкой подстилкой). Следует всегда помнить, что резиновые слои материала оболочки могут раствориться в бензине. Кормовой отсек, возле которого находится канистра с горючим, не нужно загружать продуктами (за исключением консервов). По борту, противоположному мотору, размещается наиболее тяжелое снаряжение: запасные части, инструмент. Это делается, чтобы уравновесить байдарку при неработающем моторе и иметь инструмент для профилактических и ремонтных работ ближе к мотору. Байдарка при движении под мотором должна иметь небольшой дифферент на корму, что позволяет ей при слабом ветре и волнении лучше входить на волну. Вообще, умелое размещение снаряжения и членов экипажа дает возможность добиться правильной дифферентовки судна, что улучшит его мореходность, безопасность и удобство экипажа. Мотор, запасные части и инструменты создают дополнительные трудности в аварийной обстановке — при заполнении корпуса байдарки водой, пробоине в оболочке и т.д. Поэтому необходимо увеличить непотопляемость байдарки за счет поддувных бортов или поддувной деки. На несудоходных реках при наличии опытных рулевых на байдарке с мотором можно буксировать одну или несколько байдарок. Буксирный конец крепится со стороны борта, на котором установлен мотор, за поперечную штангу или фальшборт. При таком креплении нет нужды производить новую регулировку штуртросов и байдарка-буксировщик будет устойчива на курсе. Длина буксирного конца выбирается такой, чтобы буксируемая байдарка во время движения как бы скатывалась с гребня волны, возникающей за кормой буксирующего судна. Это облегчает буксировку, а буксируемая байдарка будет меньше заливаться водой. Вторая буксируемая байдарка крепится буксирным концом по осевой линии первой. Во время буксировки рулевой-моторист должен быть очень внимательным, повороты делать плавными, большого радиуса, иначе задняя байдарка, особенно если она мало загружена, может перевернуться. На сложных участках пути (шиверы, перекаты и пороги) буксировка недопустима, так как даже буксирующая байдарка будет скована в своих маневрах, а буксируемая, вообще, не сможет уклониться от препятствий. Буксирные концы следует крепить так, чтобы их можно было в любой момент отдать как с буксирующего, так и с буксируемого судна. Экипаж буксируемой байдарки должен проявлять максимум внимания к действиям рулевого-моториста буксирующей байдарки: тот же, в свою очередь, должен предупреждать буксируемое судно об изменении курса поднятием руки и наклоном ее в сторону предполагаемого поворота. В местах действия транспортного флота буксировка запрещена. Для движения под одним мотором одновременно двух байдарок их можно соединить в катамаран. Необходимый материал для этого — 2 деревянных бруска толщиной 60—70 мм и несколько веревочных концов. Первый брус накладывается по линии начала кокпита над шпангоутами на фальшборт одновременно на две стоящие рядом байдарки, а второй — на фальшборт на линии среднего шпангоута, также одновременно на две байдарки. Оба бруса крепятся концами за бимсы или полубимсы шпангоутов, над которыми они лежат. Расстояние между бортами байдарок должно быть примерно 1 м (в зависимости от мощности мотора и загрузки судов). Мотор крепится в конце кокпита так, чтобы вал винта находился между двумя байдарками. Диаметральные плоскости корпусов скрепляемых байдарок не будут параллельны, так как стандартное крепление мотора не дает возможности ставить его посередине между корпусами катамарана. Положение осевых двух корпусов и угол разворота осевой вала винта мотора определяются опытным путем, поэтому первоначально не надо крепить концы веревок намертво. Все эти параметры устанавливаются во время пробного рейса. Перестановка корпусов (регулировка их крепления) осуществляется до того момента, когда катамаран начнет слушаться рулей. Управлять катамараном нужно одновременно с двух байдарок, поскольку судно будет уклоняться в сторону— того корпуса, от которого дальше проходит линия вала винта. При движении на байдарке или на лодке под мотором необходимо соблюдать следующие правила: 1) все работы по ремонту мотора и его креплению производить только на берегу; 2) заливать горючее в бак исключительно при неработающем моторе у берега; 3) иметь кусок брезента (кошму), который бы в случае пожара позволил по своим размерам полностью закрыть мотор и прекратить к нему доступ воздуха; 4) нельзя проворачивать мотор за вал гребного винта; 5) при плавании гребных судов на внутренних судоходных путях на них распространяются правила плавания по внутренним судоходным путям страны.

1 комментарий к статье “Применение подвесных моторов на гребных туристских судах”

  1. Sergey:

    Лучше мотора сузуки 2,5 нету ничего для байдарок. он и лёгкий и не дорогой.

Leave a Reply to Sergey