Подготовка туристических судов к походу. Подготовка байдарки

Подготовка байдаркиУспех водного похода во многом зависит от хорошей подготовки судов и снаряжения. Неисправность снаряжения, использование судов в условиях, на которые они не рассчитаны, могут привести не только к задержкам в походе, но и к тяжелым авариям.

Небольшие доделки, усиление некоторых элементов судов, устройство мелких приспособлений делают снаряжение более удобным и надежным.
Подготовка байдарки

Каркас. Байдарка, долго находившаяся в эксплуатации, изнашивается — расшатываются соединения каркаса, стираются лак и краска, начинает пропускать воду дека, протекают швы. Подготовка такой байдарки не сложна, но требует времени, поэтому начинать ее надо заранее. Нужно проверить арматуру и ее крепление, заменить изношенные детали, подтянуть заклепки, просмотреть все соединения и при необходимости восстановить их. Места, где слезла краска или лак, хорошо прошкуриваются, грунтуются горячей олифой и несколько раз покрываются краской или лаком. Особенно нужно защитить от воды кильсон. Размокшее дерево значительно хуже сухого держит «крепеж», арматура на нем быстро расшатывается, что резко снижает прочность байдарки. Защищенная от воды каким-либо покрытием древесина служит более надежно и долго.

Оболочка. Чтобы дека не пропускала воду, ее просушивают на собранной байдарке на солнце и натирают парафином или воском. После этого байдарку оставляют на 30 минут на солнце. В домашних условиях деку просушивают утюгом и еще теплую натирают воском, а затем проглаживают еще раз. С обработанной таким способом деки вода будет скатываться, и дека останется сухой.

Швы на оболочке байдарки должны быть с обеих сторон проклеены прорезиненной лентой, иначе нитки шва, после того как впитают в себя воду, будут сохнуть очень медленно и сгниют. Если в оболочке обнаружен незакрытый шов, его нужно заклеить прорезиненной лентой или хотя бы, предварительно хорошо протерев бензином, 2— 3 раза промазать резиновым клеем и припудрить тальком.

Близко расположенные заплаты следует снять и поставить одну большую. Если оболочка несколько раз рвалась в одном месте, значит, там выступает какая-нибудь деталь или арматура. Устранив неисправность, вместо нескольких заплат ставят одну надежную. Если на оболочке не было лей, а днище по кильсону и нижнему поясу стрингеров сильно потерлось, нужно наклеить леи, предварительно сняв заплаты. При капитальном ремонте заплаты нужно ставить не только снаружи, но и изнутри, что увеличивает прочность оболочки в месте прорыва и предохраняет ее от гниения.

Подгонка каркаса к оболочке. Иногда после самой тщательной проверки, подготовки и ремонта каркаса собранная байдарка все же не приобретает необходимой упругости. Поднятая за штевни, она сильно прогибается. Причина этого — вытянувшаяся оболочка. Ушивать оболочку сложно, проще нарастить каркас. Для этого на штевни прикрепляют накладки. Их можно сделать постоянными по размеру, наклеив, или привинтив, или даже просто примотав изоляционной лентой. Накладки можно сделать и выдвижными, что позволяет при необходимости в некоторых пределах менять длину каркаса байдарки. В зависимости от конструкции штевня можно предложить два варианта.

Для деревянных штевней выпиливаются из 3—4-миллиметровой фанеры щеки по форме штевня: щеки выпуклой частью соединяются между собой на прокладке клеем или заклепками.

Нерегулируемая накладка

Нерегулируемая накладка

Толщина прокладки должна быть равна толщине штевня, а ширина — 2— 3 см. Эта деталь надевается на штевень до упора прокладкой и крепится двумя болтиками, пропущенными через засверленные отверстия. Если расположение стрингеров мешает надеть удлинитель, то в щеках еще до сборки нужно сделать вырезы с таким расчетом, чтобы ширина щек позволяла выдвинуть удлинитель вперед еще примерно на 5 см. Для этого нужно просверлить в нем два отверстия под болты или сделать паз.
Для металлических штевней из 1,5-миллиметрового дюраля выгибаются две П-образные детали, к которым наклёпывается трубка соответствующего диаметра
Регулируемая металлическая Регулируемая металлическая

Способ крепления к штевню и удлинения тот же самый. К дюралевому штевню прекрасно подойдет фанерный удлинитель, и наоборот. Все зависит от наличия материала, возможностей владельца байдарки и желания выдержать стиль конструкции каркаса.

Фартук. Если байдарка не имеет фартука, то для усиления ее мореходных качеств и непотопляемости его необходимо сделать самим. Изготовление фартука для байдарки начинается с подбора материала. Для фартука пригодна не толстая прорезиненная ткань. Легкий брезент или плащ-палаточную ткань можно применять только в крайнем случае, так как они при намокании садятся.

Фартук кроится так. На кокпит собранной байдарки натягивается ткань и прикрепляется к нему кнопками или тонкими гвоздиками. По наружным кромкам на ткань мелом наносится контур фартука. Вырез для гребца начинают вычерчивать от спинки байдарки. Делают его овальным, отступя от фальшбортов на 20—40 мм с каждой стороны. Затем обрезают лишнюю ткань, оставляя запас для крепления фартука. Отверстия обшивают манжетами высотой около 20—25 см.

Поверху делается подшивка, в которую вставляется бельевая резинка. Чтобы горловина не опускалась, нужно сделать помочи в виде подтяжек. Сзади их прикрепляют на пуговицы, а спереди на платяные кнопки, чтобы при необходимости можно было легко, одним рывком, их расстегнуть и вылезти из байдарки.

Если фартук для байдарки вставляется в паз фальшборта, то по периметру нужно пришить полоску прорезиненной ткани, кожзаменителя или в подшивку вставить жесткие «сухарики» из дюраля или пластмассы. Размер «сухариков» должен быть таким, чтобы жесткая кромка фартука плотно и на всю глубину заподлицо входила в паз фальшборта. Если фартук крепится люверсами к винтам с наружной стороны фальшбортов, то сначала нужно сделать люверсы, а потом ввинчивать винты.

В обоих случаях, чтобы не было ошибки в размерах, нужно сначала закончить один борт и кормовую сторону фартука и только после примерки, уточнив размеры, приступать к остальному.

Иногда делают два фартука—для каждого гребца. Это удобно, когда на мелких участках маршрута одному из гребцов часто приходится вылезать из байдарки. В подобных случаях передний гребец идет в фартуке, а задний снимает его.
Изготовление фартука

Изготовление фартука для байдарки:
а — общий вид; б — способ крепления на люверсах; в — способ крепле¬ния «в паз»; г — крепление средней планки для фартука из двух частей
Изготовить два фартука, как и переделать один двойной на два, несложно. Для этого в 10— 15 см за передней спинкой (но так, чтобы не стеснять заднего гребца) крепится поперек кокпита планка, ана-логичная кормовой планке кокпита, но с двумя пазами или рядами шурупов — для переднего и заднего фартука. Для крепления планки из дюраля или латуни делается арматура.

Наклейка лей (протекторов). Отправляясь в поход по мелким рекам с каменистым дном, нужно позаботиться об усилении оболочки байдарки. Даже новая байдарка станет намного надежнее и будет дольше служить, если ее днище усилить протектором. В качестве протектора используют либо листовую резину, толщиной 1,5 мм и бо-лее, либо прорезиненную ткань. Протектор можно поставить сплошной на все днище, включая 1-й стрингер. Но это очень утяжелит байдарку, потребует много материала и в домашних условиях трудно выполнимо. Достаточно усилить подводную часть оболочки не сплошным про-тектором, а резиновыми полосами — леями, наклеив их вдоль реек кильсона и нижних стрингеров первого пояса.

Для походов по глубокой воде наклеивать леи на новую байдарку нецелесообразно. Хотя они и защищают оболочку от потертостей и прорывов, но делают ее более тяжелой и менее обтекаемой, что несколько снижает легкость хода.

Обычно леи делаются шириной около 40—50 мм и длиной на всю байдарку (4—5 м). Толщина резиновой ленты должна быть 1,5—2 мм.

Если нет листовой резины, лею можно вырезать из камеры грузовой автомашины. Леи из автокамер очень надежны. Цельную ленту из камеры делают следующим образом: заготавливают бумажную ленту необходимого размера, но с некоторым запасом по длине, прикрепляют ее у ниппеля надутой камеры и обматывают по спирали так, чтобы на внутренней стороне баллона края ленты почти соприкасались. Затем ленту очерчивают мелом или мягким карандашом. Ленту можно наклеить на камеру. Затем из камеры выпускают воздух и по разметке вырезают лею. Нужно помнить, что камеру сильно надувать нельзя, так как может измениться ее размер. Леи наклеиваются на собранной байдарке.

Рым. У байдарки должно быть надежное носовое кольцо — рым, выдерживающее нагрузку в несколько десятков килограммов. Прочность крепления рыма к байдарке обеспечивается солидной по площади прокладкой с внутренней стороны оболочки, к которой заклепками или болтами крепится наружная накладка с вделанным рымом.

Крепление рыма

Крепление рыма: а — к штевню, б — к оболочке

Маленькую накладку при сильном рывке может вырвать вместе с оболочкой. Кольцо можно крепить непосредственно к штевню. В штевень заделывается шпилька с резьбой, которая выходит насквозь через оболочку при натягивании ее на каркас. На шпильку навинчивается гайка с вделанным в нее кольцом. Заделывать гайку в штевень и ввинчивать шпильку с кольцом не следует, так как при незначительном смещении отверстия оболочки с гайкой ввинтить шпильку будет трудно.

К носовому рыму для зачаливания байдарки нужно привязать линь — прочный шнур, лучше капроновый, диаметром около 4—6 мм и длиной 3—5 м. На конце шнура привязывают небольшой дюралевый колышек, которым и ставят байдарку на прикол.

Держатели весла. При ловле рыбы, во время охоты, да и просто, когда работает только один гребец, весло можно положить в крючки-держатели. Сделать их можно из 3—4-миллиметровой алюминиевой проволоки и прикрепить к борту металлическими пластинками с гнездами, чтобы при надобности держатели легко можно было снять.

Крепятся держатели так, чтобы один из крючков находился в 30 см от переднего (для переднего гребца) или от заднего (для заднего гребца) концов фальшборта. Другой крючок ставится так, чтобы держатели находились в 30 см от лопастей. Для переднего гребца держатели ставятся слева, для заднего — справа. Размеры держателя и более точная их форма определяются конструкцией байдарки и весла.

Держатели весла

Держатели весла

Сорлинь. Если в байдарке не предусмотрен сорлинь, его нужно сделать самому. Для этого в заднем верхнем углу пера руля сверлится отверстие диаметром около 3 мм, за которое крепится толстая капроновая леска или шнурок. От пера руля сорлинь идет в кольцо или скобку, вделанные в румпель или голову руля, и далее в кокпит к одному из гребцов. Если теперь потянуть за сорлинь, то перо руля поднимается, и байдарка может идти задним ходом. Чтобы оставить на необходимое время перо руля поднятым, на конце сорлиня делается петля, которая надевается на ввернутый в фальшборт шуруп с круглой шляпкой.

Лейка. В качестве лейки для вычерпывания воды из байдарки пользуются обычной спринцовкой. Мягким концом ее можно подлезть в самые труднодоступные места байдарки и выбрать воду до последней капли. Спринцовка должна быть упругой, иначе она медленно засасывает воду, и на откачку уйдет много времени. Чтобы заполнение спринцовки водой проходило быстрее, нужно увеличить диаметр отверстия соска (высверлить дрелью или прожечь гвоздем). Не следует коротко отрезать сосок, так как отверстие будет слишком большим и из него будет вытекать вода.

При отсутствии спринцовки отливать воду можно кружкой или консервной банкой с хорошо заделанными краями. Оставшуюся воду собирают мягкой тряпкой. Наиболее удобна для этой цели поролоновая губка, марля или ветошь, хорошо впитывающая влагу.

Лейка должна быть привязана к шпангоуту и всегда находиться под рукой у заднего гребца.

Флагшток. Многие туристы ставят на носу байдарки или на волнорезе флагшток с вымпелом. При проходе под низким мостом, под нависшими над водой ветвями флагшток можно сломать или погнуть. Чтобы уберечь флагшток от поломки, нижнюю часть его нужно сделать из пружины длиной около 100 мм и диаметром 7—10 мм. Такой флагшток при встрече с препятствием будет сгибаться, а после прохождения его — выпрямляться. Для изготовления флагштока можно использовать пружины от старой раскладушки или от металлических кроватей.

2 коммент. к статье “Подготовка туристических судов к походу. Подготовка байдарки”

  1. Олег:

    Необходимо было изготовить фартук для байдарки, т.к в комплекте не было, ваша статья очень помогла. Теперь можно спокойно, в любую погоду путешествовать.

  2. Олег:

    ой…а я думал, что на деревянных байдах уже никто не ходит))))
    на современных байдарках шкура пвх и за ней не нужен уход, кроме элементарного…помыть и посушить. Другое дело, что леи на костях нужны. Но резину не оч рекомендую. через 8 лет она у меня стала распадаться)))) на нечто среднее между гудроном и резиной, поэтому имеет смысл, если лея резиновая, менять ее каждые 3 года. Лучше конечно пластиковую, но ее еще надо достать, реально это сделать в различных мастерских где производят байдарки. Клеится она просто, клей уран и фен, желательно промышленный или просто помощнее. В полевых условиях вместо фена лучина)

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!