Подготовка лодки

Подготовка лодкиПодготовка корпуса. После зимнего хранения готовить лодку к летнему сезону начинают с первых теплых весенних дней. Корпус очищают скребком от потрескавшейся краски или смолы. Снимают временно установленные накладки и детали, поставленные при поспешном текущем ремонте, застругивают или циклюют размочаленные участки обшивки или набора. Пробоины заделывают вгладь с наружными обводами, оставляя выступающие части деталей внутри судна. Заменяют подгнившие детали, ремонтируют шпангоуты. На подуключенные колодки при необходимости ставят новые накладки и новую арматуру.

По окончании ремонта корпуса приступают к его окраске или просмолке. Если лодка окрашивается нитрокрасками, то нужно ее прогрунтовать соответствующими грунтовками. После высыхания грунта лодку шпаклюют. Большие щели предварительно конопатят паклей, пропитанной грунтовкой. Если пользуются масляной краской, то грунтовать нужно подогретой в водяной бане олифой, в которую добавляют немного сурика, а шпаклевать масляной шпаклевкой. Если лодку предполагается просмаливать, то конопатят просмоленной паклей. После такой подготовки корпус покрывают 2—3 раза тонким слоем краски. Красить повторно нужно только после того, как первый слой хорошо высохнет. Просмолку делают кипящей смолой, нанося ее по возможности тонким слоем. Смола при нагревании начинает пениться, выбегать из посуды, в которой она кипятится. Но это не значит, что смола готова к употреблению. Смолить можно только тогда, когда смола перестанет пениться и начнет кипеть ключом.

Весла и гребки следует очистить от старой отставшей краски. Если торец и кромка лопасти потерлись или размочалились, их прошкуривают, циклюют или простругивают. Потертое уключиной веретено нужно отремонтировать, восполнив стершуюся древесину шпаклевкой на клее БФ-2 или других водостойких клеях. После такой подготовки весла грунтуют. Перед окраской на торце лопасти весла делают оковку из листовой латуни или оцинкованной жести. Такую же оковку нужно сделать на веретене для предохранения его от истирания уключиной. Необходимо проверить, хорошо ли подогнан наконечник на шесте, и, если он разболтан, отрезать истертый конец шеста и плотно насадить наконечник. Если на шесте появились заусеницы, его надо проциклевать и прошкурить.
Руль ремонтируется так же, как и весла. Кроме того, проверяется и, если надо, ремонтируется арматура для навешивания руля на транец. Румпель не должен иметь люфта. На поперечном румпеле нужно проверить качество брасиков — снасти, которой управляют рулем, и при необходимости заменить ее.

При подготовке лодки к озерному или морскому плаванию, а также к прохождению порогов с высокой волной к рулю крепят сорлинь. Второй конец его крепят к кормовому рыму. Сорлинь нужен, чтобы не потерять руль, если его собьет ударом волны. Толщина сорлиня 4—6 мм, а длина такая, чтобы не мешала управлению лодкой.

Слани перед окраской ремонтируют, заменяют треснувшие и подгнившие планки и подгоняют к лодке так, чтобы они равномерно передавали нагрузку на все покрываемые шпангоуты, а где шпангоутов нет, на обшивку. На сланях, расположенных за гребными банками, должны быть упорки — планки, в которые гребец упирается ногами во время гребка. Если в походе будут участвовать гребцы разного роста, то упорку нужно делать регулируемой, чтобы менять ее расстояние от банки в зависимости от роста гребца. Наиболее простое приспособление выглядит как две параллельные планки длиной примерно 35 см с 2—3 вырезами для упорки. Их прибивают к сланям параллельно кильсону в 35—40 см друг от друга. Вырезы делают под углом 75—80° в 5—7 см один от другого. При установке упорку подгоняют по росту среднего гребца на среднее положение.

Снабжение лодки. Лодка должна быть снабжена: движителем — веслами, гребком или шестом (а в некоторых случаях и тем, и другим, и третьим), спасательными средствами. На дно лодки стелются слани, которые служат для более равномерного распределения нагрузки на днище, а также предохраняют обувь гребцов и вещи от намокания в скопившейся внутри лодки воде. Для отливания воды в лодке должна быть лейка — деревянный или металлический совок (банка, старая пластмассовая посуда и т. п.). На некоторые лодки ставят руль или кормовую уключину для рулевого весла. Если лодка с мотором, то нужна наметка (метршток, футшток) для измерения глубины воды.

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!