Подготовка судов из прорезиненной ткани

Подготовка судов из прорезиненной тканиТуристам-водникам, пользующимся судами из прорезиненной ткани — разборными байдарками или надувными лодками, — нужно хорошо овладеть технологией ремонта этих судов.

Неаккуратно, небрежно поставленные заплаты плохо держатся, начинают пропускать воду, а тем более воздух (надувные лодки) и доставляют много хлопот. Ставить заплаты нужно в защищенном от ветра месте, чтобы клей не высыхал слишком быстро и не пылился. Если попала соринка, ее не нужно сдувать, так как брызги слюны, выдыхаемые вместе с воздухом, загрязняют место склейки. Соринку лучше удалить пинцетом, кончиком ножа или щепочкой. Нагретая резина клеится плохо, поэтому в солнечную погоду суда надо клеить в тени. После ремонта их также не следует оставлять на солнце.

В дождливую погоду наклеивают заплаты накрывшись плащом, курткой или куском брезента. Резину можно высушить флягой с кипятком или головешкой из костра, предварительно оббив ее, чтобы не сыпались искры, или факелом из бересты. Если место ремонта хорошо вытерто тряпкой, то достаточно на близком расстоянии подержать горячий предмет и резина высохнет довольно быстро.

Резиновый клей не должен быть слишком густым, иначе он плохо сцепляется с материалом, на который наносится, и ложится толстым неровным слоем. Жидкий клей ложится равномерно, тонким слоем. Он вызывает набухание резины и прочно сцепляется с ней. Время высыхания жидкого клея за счет того, что он ложится тонким слоем, примерно такое же, как и клея более густого. Резиновый клей, имеющийся в продаже в хозяйственных магазинах, вполне удовлетворяет требованиям туристов.

Для байдарок, имеющих полихлорвиниловые оболочки, можно использовать клей для склейки плащей. Технология склеивания указывается в прилагаемой к ним инструкции.

Перед тем как нанести клей, склеиваемые поверхности зачищают. При этом снимается слой талька и верхний затвердевший слой резины (который плохо соединяется с клеем), а поверхность становится шероховатой, что улучшает ее сцепление с клеем.

Для зачистки резины можно пользоваться самым различным инструментом в зависимости от характера работ. При наклейке лей удобна жесткая металлическая щетка или крупнозернистый наждачный камень. В домашних условиях вполне приемлема крупная наждачная бумага, а лучше наждачное полотно. Для зачистки резиновых заплат применяют рашпиль или электрическое точило (особенно для сведения краев на нет). Для прорезиненной ткани эти способы малопригодны, так как можно снять слой резины до корда, особенно если слой нетолстый. Обычно электрическим точилом пользуются для заготовки заплат впрок при сведении краев на нет и зачистке лей.

В походных условиях для мелкого и среднего ремонта обычно применяют нож. Лезвие ножа держат почти перпендикулярно зачищаемой поверхности и, как скребком, снимают верхний слой резины, делая ее одновременно шероховатой. Более удобна в таких случаях терка, изготовить которую можно из жести консервных банок. Зачищенное место нужно хорошо протереть бензином или ацетоном.

Если для ремонта используется тонкая прорезиненная ткань, то ее или совсем не зачищают, или зачищают очень аккуратно лезвием ножа. В первом случае нужно особенно тщательно несколько раз протереть ткань бензином.

Склеиваемые поверхности должны быть совершенно чистыми.

Бензин удаляет пыль, образовавшуюся после зачистки, растворяет жир, нанесенный потными пальцами, и вызывает набухание резины. Последнее также улучшает сцепление с клеем. Подготовленным после такой обработки поверхностям дают хорошо высохнуть. Руками их больше не трогают, заплату придерживают лезвием ножа, а если нужно ее взять, держат за края. На обе склеиваемые поверхности клей наносят тонким ровным слоем чистой палочкой. Еще удобнее для этой цели кисточка, которую держат в заглушённой алюминиевой трубке и закрывают пробкой, надетой на ручку.

Когда клей хорошо просохнет и перестанет прилипать, что можно проверить лезвием ножа, таким же образом наносят второй слой и дают ему высохнуть настолько, чтобы при касании ножом подлип едва ощущался. Затем берут заплату за края (не касаясь склеиваемых поверхностей) и накладывают на ремонтируемое место. Накладывать нужно точно, так как после того, как обе поверхности соприкоснулись, изменить положение заплаты уже нельзя. Точно поставить заплату можно, положив ее либо одним краем и направив потом на место, либо серединой и расправив в обе стороны. Когда заплата уложена, ее хорошо прижимают рукой, рукояткой ножа или отвертки и разглаживают в направлении от середины к краям. При наклейке больших заплат и лей лучше прокатать их роликом. Нужно следить, чтобы под заплатой не оказалось пузыря, а если он появился — выдавить его наружу. Проделывать эту операцию следует осторожно, чтобы не растянуть и не сморщить заплату.

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!