Обеспечение непотопляемости

Обеспечение непотопляемостиНаполненная до краев водой байдарка с прорезиненной оболочкой тонет, а деревянные незагруженные лодки, хотя и плавают, но плавучесть их настолько мала, что они едва держат одного-двух человек, оказавшихся в воде. Если же лодка загружена тяжелыми вещами, то она вообще может затонуть. Чтобы залитые водой в результате аварии лодка или байдарка могли не только сохранить плавучесть, но и удержать на плаву груз и экипаж, их снабжают воздушными емкостями.

Для байдарки используют футбольные, баскетбольные, велосипедные, мотоциклетные и другие камеры. Футбольные или баскетбольные надувают и закладывают в носовой и кормовой отсеки байдарки и закрепляют так, чтобы не выскочили при аварии. После этого каркас вставляют в оболочку. Футбольные камеры можно надуть до объема около 9 л, баскетбольные — 15 л. Слишком сильно раздувать камеры не следует, так как увеличение объема идет за счет утончения стенок, что снижает их прочность.

Для предохранения от повреждений и более равномерного растяжения резины камеры желательно поместить в чехлы из прорезиненной или какой-либо прочной ткани типа плащ-палатки. Чехол позволяет также контролировать целость камеры даже тогда, когда утечка воздуха настолько мала, что ее нельзя обнаружить погружением камеры в воду или смазыванием мыльной пеной. Если камера пропускает воздух, то чехол сморщивается.

Велосипедные или мотоциклетные камеры нужно разрезать, заглушить с торцов и, поместив в чехлы, закрепить в виде надутых «колбас» вдоль фальшбортов — вокруг кокпита или по бортам байдарки, для чего к оболочке на уровне 2-го стрингера или привального бруса пришивают ремни. Такое размещение камер увеличивает главным образом остойчивость судна. Иногда надутые «колбасы» помещают под деку (но это сокращает полезный объем кокпита) или под кильсон по всей его ширине. Диаметр чехла для велосипедных камер можно доводить до 5-7 см. Кроме указанных подручных средств, можно склеить из прорезиненной ткани баллоны диаметром 100—150 мм, а также специальные емкости по форме форпика и ахтерпика от штевня до ближайшего шпангоута. Размеры следует снимать непосредственно с собранного каркаса, приняв за основание пирамиды форму шпангоута.

Для наполнения емкости воздухом в стенку, обращенную к кокпиту, вставляется велосипедный или какой-либо другой ниппель. Можно взять и соску, обрезав ее с широкой стороны до твердого кольца, а с узкой — самый кончик. Соска вклеивается с внутренней стороны и заклеивается шайбой из того же материала, что и материал емкости. В сосок на клею вставляется кусочек резиновой трубки, для которой подбирают или делают пробку.

Только за счет использования пространства между штевнями и ближайшими к ним шпангоутами можно увеличить плавучесть заполненной водой байдарки до 35—70 кг в зависимости от применяемых средств. Этого вполне достаточно, чтобы удержать на плаву не только лодку, но и вещи.

У деревянных лодок непотопляемость обеспечивают герметическими ящиками, размещаемыми под кормовой или средними банками, а также в носу лодки (в узкой части угла, образованного штевнем и бортовой обшивкой). Делаются ящики из жести (пропаиваются по швам) или из фанеры, обклеенной тканью изнутри и снаружи и хорошо прокрашенной. Общий объем должен быть 80—120 дм3 для трех-пятиместной лодки. Крепятся емкости к судну при помощи заранее заделанной арматуры на болтах или на шурупах.

Если лодка приобретается или арендуется на один поход, то нет необходимости в жестких емкостях. Достаточно заранее заготовить чехлы для надувных спасательных средств, будь то волейбольные, баскетбольные камеры, кислородная подушка или специально склеенные из прорезиненной ткани мешки. Укреплять баллоны следует в тех же местах, где и воздушные ящики, загородив их щитами из планок, досок и других подручных материалов. Щиты предохранят баллоны от повреждения и выскакивания при заполнении лодки водой.

Иногда условия похода требуют усилить судно, главным образом увеличить запас плавучести. В этом случае наращивается борт до необходимой высоты. Можно использовать тес, 4—6-миллиметровую фанеру и даже жесть. В походных условиях с материалами, как правило, бывает трудно. Поэтому вполне возможна комбинация из различных материалов: нос, например, из жести, борта из теса, корма из фанеры. Для крепления надставки удлиняют боковые ветви шпангоута.

В ряде случаев можно использовать обвес — парусиновый занавес, наращивающий борт. Из брезента или плащ-палатки заготавливается лента шириной 20—25 см и длиной, несколько превышающей периметр лодки. Края подшиваются, а в один из них заделывается шнур.

Чтобы поставить обвес на лодку, нужно прочными планками удлинить как ветви шпангоутов, так и штевни, чтобы они возвышались над бортом на необходимую величину (10—15 см). Если лодка бесшпангоутная, то планки крепятся прямо к борту (для удобства планки делаются съемными или откидными, чтобы при надобности обвес можно было убрать). К их верхнему концу крепится верхний край обвеса, а нижний, туго натянутый, прибивается к борту (мелкими гвоздями через рейку или ивовый прутик). Рейку лучше накладывать так, чтобы ее нижний край упирался в подшивку обвеса. В местах расположения уключин для весел проще всего сделать выемы или даже этот участок обвеса не крепить к борту, но надежнее вшить манжеты с резинкой. Обвес предохранит от попадания в лодку брызг и даже гребешков волн.

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!