Разработка маршрута

Разработка маршрутаПрежде чем отправиться в путешествие даже по самому простому и короткому маршруту, туристская группа обязательно должна получить о нем хотя бы самое общее представление (название реки, условия прохождения, береговые ландшафты, населенность, интересные и достойные посещения места по маршруту и в стороне от него, трудности и препятствия на пути, километраж и т. п.).

Группа не всегда в достаточном количестве обеспечена необходимым снаряжением. Его перечень будет зависеть от характера маршрута, климата района. Поэтому придется подумать об одежде, обуви, палатках, о защите от насекомых, об орудиях рыбной ловли и охоты.

Сбор и систематизация всех этих сведений носят название разработки маршрута. Конечный результат разработки будет выражен в следующих документах: списке участников со сведениями о возрасте, месте работы, совершенных путешествиях и с указанием домашнего адреса; общем описании маршрута с картой-схемой; календарном плане путешествия и графике движения; приходо-расходной смете; списках группового и личного снаряжения; расчетном рационе питания и списке продовольствия с указанием, что берется с места, что закупается в пути и где именно.

На основе этих документов заполняется заявочная» книжка, которая представляется при защите маршрута в МКК. По ее содержанию комиссия судит о подготовке группы в целом и каждого ее участника, а также о характере, туристской ценности самого маршрута и выносит свое решение.

Общее описание маршрута включает: географическое положение входящих в его состав водотоков и водоемов, характер берегов и русел, ожидаемый водный режим во время путешествия, сведения о судоходстве, лесосплаве, населенности, местонахождении, характере и способы прохождения опасных для плавания участков, пункты начала и конца маршрута и подходы к ним, перечень и местонахождение интересных природных, исторических и других объектов осмотра, сведения о возможности охоты и рыбной ловли, места схода с маршрута или перехода на запасный вариант при возникновении соответствующих причин.

Календарный план-график движения (рис. 1) — основной путеводитель группы. В него включают все необходимые сведения, почерпнутые из отчетов и литературы, но отсутствующие на картах общего пользования. По иену же ведется ежедневное счисление пути, на нем наносятся проектируемые и фактические стоянки, краткие, но записанные под свежим впечатлением характеристики местности. План-график, приложенный к отчету группы, может помочь другим группам, выбравшим этот маршрут.

Образец плана-графика

Рис 1. Образец плана-графика
Планируя путешествие, следует принимать во внимание и соответственно отражать в плане:
1) достаточное время пребывания в начальном пункте маршрута для получения или покупки судов, их приспособления или изготовления (плоты), закупки продовольствия и для приведения группы в готовность к путешествию;
2) остановки в местах, представляющих интерес для осмотра и экскурсий;
3) дневки через каждые 4—5 дней (т. е. стоянки длительностью в две ночи и один день) для отдыха, приведения в порядок судов и снаряжения, стирки, охоты, рыбной ловли, экскурсий, закупки продовольствия и т. п.;
4) достаточное время пребывания в конечном пункте для сдачи судов на хранение или передачи их следующей группе, приведения людей и имущества в порядок перед возвращением домой, упаковки имущества, покупки билетов на обратный путь;
5) резерв времени на непредвиденные случаи.

Выбирая дату окончания маршрута, следует ее согласовать с расписанием железнодорожного или пароходного сообщения. На Белом и Баренцевом морях и на некоторых сибирских реках рейсовые суда ходят довольно редко.

Пункт правил требует, чтобы группа в сроки и из пунктов, назначенных МКК и называемых контрольными, уведомляла лиц, ответственных за организацию путешествия, свою МКК и Совет по туризму области, по которой пролегает маршрут, о том, как оно проходит.

Основное назначение таких уведомлений — держать названные организации в курсе дел группы: на каком отрезке маршрута она находится, укладывается ли в календарный срок. Отсутствие контрольных уведомлений неизбежно будет воспринято как сигнал неблагополучия. Поэтому аккуратность их подачи (где можно — по телеграфу) должна быть осознана руководителем в полной мере. На плане-графике контрольные сроки должны быть обозначены красным восклицательным знаком.

За неделю перед тем, как отправиться в путешествие по маршруту III категории сложности и выше, группа ставит об этом в известность Совет по туризму соответствующей области. В извещении должны быть названы направление маршрута, запасный вариант, контрольные пункты и сроки их прохождения.

Продолжительность похода чаще всего определяется количеством дней каникул или отпуска. Практика показывает, что обычно наибольший эффект дают маршруты длительностью 15—20 дней. При отсутствии каких-либо специальных, диктующих, условий длина маршрута определяется физическим расстоянием по воде и суше между двумя пунктами, наиболее обеспеченными транспортом. Количество дней, в которые можно уложить маршрут, зависит от расчетной длины водного дневного перехода, которая, в свою очередь, диктуется условиями плавания и переходов (волоков, обносов) по суше.

Нельзя в основу расчета времени закладывать форсировку движения, увеличение ходового времени сверх нормальных 6—7 часов, ночные переходы. Желательно, если условия плавания нетрудны и погода благоприятствует, накопить резерв в один-два дня, чтобы израсходовать его на непредвиденные задержки из-за плохой погоды, неожиданных препятствий и т. п. Легче всего этот резерв накапливать при проходе малоинтересных участков, которые всегда хочется пройти возможно быстрее.

Если взять отчеты о путешествиях на гребных судах по рекам с различными условиями плавания и поделить длину каждого маршрута на количество дней, израсходованных на его прохождение, то средняя примерная норма перехода группы за ходовой день путешествия, которую можно принять для расчетов, будет следующей.

характер рек и препятствий
Для участков, по которым группа идет против течения, приводимую норму дневного перехода надо уменьшить, сообразуясь со средней скоростью течения. На полноводных реках со скоростью течения более 1 м/сек (3,6 км/час) единственной возможностью для судов, не имеющих мотора в качестве вспомогательного средства, является ход на бечеве. Река с хорошим бечевником дает возможность пройти этим способом 18—20 км в день и даже больше. Изобилие прибрежной древесной растительности может сократить эту норму, так же как и отвесные скалистые берега.

У туристов, путешествующих на моторных судах, на береговые дела, развлечения и ночной отдых уходят те же две трети суток, что и у туристов-гребцов. Нуждаются они также и в дневках. При планировании похода на моторном судне решающую роль играет скорость на среднем походном режиме. Введя в план-график те же условия, что и гребцы, но добавив время на заправку горючим, профилактику, учтя скорость встречного течения, накопив на малоинтересных участках два-три резервных дня, турист-водномоторник не будет нуждаться в форсировке хода; в среднем можно принять дневную норму перехода 45—75 км.

Приходо-расходная смета. В расходную часть сметы вносятся все денежные затраты на организацию и проведение путешествия, составление и оформление письменного отчета и докладов, а также некоторая сумма на непредвиденные расходы. Не вносятся расходы на приобретение личного снаряжения. На первом месте по величине почти всегда стоят транспортные расходы — перевозка людей и вещей по железной дороге, на пароходах, самолетах, автобусах, попутных машинах, включая и волоки. Сюда же принято относить стоимость питания участников в пути до начала маршрута.

Второй большой расход — стоимость питания участников на маршруте. Она исчисляется исходя из принятого рациона, о котором говорится ниже. Затем идет стоимость аренды, проката или покупки судов. Продажную цену лодок местного изготовления лучше всего узнать из туристских отчетов или путем переписки. Намного упрощает проблему сборов в поход, уменьшает личные и общественные расходы и стимулирует развитие туризма на предприятии собственный фонд снаряжения физкультурного коллектива. Если же такого фонда нет, приходится прибегать к помощи прокатных пунктов или же вносить в смету расход на закупку недостающего группового снаряжения — судового оборудования, топоров, посуды, инструмента. Если путешествие совпадает с сезоном охоты, закупаются охотничьи припасы.

Для составления фотомонтажа и альбома, прилагаемого к отчету, закупаются негативный материал на 100— 150 кадров, реактивы, фотобумага. Если в группе есть кинолюбители, для них приобретается пять-шесть 7,5-метровых катушек кинопленки 2×8 и резервируется стоимость проявления. Придется также приобрести две-три общие тетради для путевого журнала, хозяйственных и финансовых записей, карандаши, резинки, компасы, медицинскую аптечку, кое-какой инструмент и ремонтные материалы. В расходах на продовольствие кроме продуктов по списку предусматривают некоторую сумму на молоко, овощи, фрукты; ее величина зависит от района и сезона путешествия.

Следует учесть также стоимость питания в столовых и платного ночлега там, где возможность стоянки лагерем исключена, например при пересадке с железной дороги на пароход, при выездах на экскурсии в города, Расходы на экскурсии и посещение музеев. Статья непредвиденных расходов округляет итог сметы до целых десятков рублей. Стоимость путешествия делят между участниками. Деньги собирает казначей группы.

Перед отъездом, когда все закупки сделаны, казначей вносит на аккредитив стоимость обратного проезда, если в конце маршрута будет сберкасса, или же оставшиеся средства раздает на хранение по судам.

Помимо общественных денег, каждому участнику рекомендуется иметь личный неприкосновенный запас.

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!