Выбор гребного судна

Выбор гребного судна, байдаркаВопрос, на каких судах идти в путешествие и где их достать, решится сам собой, если группа пойдет по плановому маршруту, где плавучими средствами ее обеспечит головная туристская база.

На некоторых базах иногда удается получить лодку напрокат и самодеятельной группе. Но так как основная масса туристов-водников путешествует вне плановых путей, вопрос о судах ей придется решать самостоятельно. Практика свидетельствует, что удобнее и легче ходить на разборных двухместных туристских байдарках.

Вполне пригодны для путешествий ленинградские ялики «фофаны», военно-морские четырех- и шестивесельные ялы, металлические плоскодонки, неразборные жесткие и полужесткие байдарки, надувные лодки. Подробно о них будет сказано в следующей главе.

Основная трудность, препятствующая широкому использованию туристами неразборных судов — необходимость перевозки их к началу маршрута и возвращения на свою пристань. Однако современные железнодорожные правила разрешают перевозить лодки в багажных вагонах при наличии свободного места, а водный транспорт охотно принимает их для перевозки не только на судах, но и смешанным сообщением.

Лучше всего, конечно, для этого автотранспорт: грузовик, оборудованный скамьями, захватит вместе с судами и самих туристов с личными вещами.

Третий способ — покупка или предварительный заказ лодок в начале маршрута. На реках Белой, Чусовой, Юрюзани, Ветлуге и некоторых других местные жители и промкооперация строят специально для продажи туристам плоскодонки (довольно грубой работы). В Осташкове на озере Селигер и в прибрежных селениях многих рек бассейнов Волги, Северной Двины можно приобрести или арендовать у местного населения лодку вместимостью до 6 человек.

Выбирать лодку нужно с хорошим запасом плавучести. Надо помнить, что многовековая традиция выработала для каждой акватории свой тип судна, наиболее подходящий для данных условий, и что лодка, купленная в верховьях, может не подойти для плавания в низовьях.

Уменьшить расходы на приобретение лодок можно, если выбрать маршрут двойной длины и разбить его на две части, причем путешествие по второй половине совершить на следующий год, оставив суда на зимнее хранение.

Можно также, кооперировавшись с другой группой, организовать своеобразную туристскую эстафету.

Четвертый способ обеспечения плавсредствами — изготовление плота собственными силами. Плавание на плоту возможно и интересно на быстрой полноводной реке, свободной от регулярного судоходства. На широких судоходных реках с медленным течением оно скоро надоедает своим однообразием, а небольшие водотоки вовсе не годятся. Рубить лес для плота и брать его из сплава можно только с разрешения лесосплавных организаций.

Сейчас в туристскую практику прочно вошли плоты на надувных элементах.

На речных маршрутах с изобилием мелководий и обносов целесообразны легкие суда. На озерных маршрутах лучше пользоваться судами большими и надежными.

Иметь в одной группе разные типы судов можно только в том случае, если дневные переходы короткие, не напряженные. На сложных маршрутах разнотипные суда приводят к задержкам, ожиданиям и делают поход более напряженным. Даже разнотипные байдарки на таких маршрутах затрудняют поход, делают его менее оперативным и более сложным.

Одна из привлекательных сторон водного туризма — неисчерпаемое разнообразие условий, внешней обстановки и смыслового содержания путешествия. Туриста-водника тянут к себе тихие плесы запрятанных в лесах речушек и пенистые пороги рек Приполярья, зеленые заливы Селигера и шхерные закоулки озер Карелии. Желания туриста всеобъемлющи, но возможности отнюдь не безграничны. Поэтому, да и по многим другим причинам, любители водных путешествий вооружают байдарку легким бортовым мотором, что придает ей ряд новых ценнейших качеств: становятся доступными, а самое главное, интересными маршруты большой протяженности, в том числе и по широким судоходным рекам, озерам, водохранилищам. На байдарке с мотором можно подниматься вверх по течению рек, попасть в которые другим способом или совсем нельзя, или очень трудно и дорого. Один мотор на группу из 2—3 лодок дает возможность, построив караван, быстро миновать малоинтересные подходы к основному маршруту, пересекать озерные плесы при неблагоприятном направлении ветра и т. д. Средняя скорость такого каравана 6—8 км/час относительно воды.

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!