Способы выбора маршрута

Способы выбора маршрутаВ настоящее время число маршрутов путешествий по внутренним водным путям России, освоенных, испытанных и одобренных большинством, т. е. образующих как бы основной фонд водного туризма, составляет несколько сот. Большинство их проходит по водотокам Европейской части России, а начала и концы расположены в непосредственной близости к железнодорожным станциям, автобусным линиям и пристаням судоходных рек. Можно считать, что в пределах главнейших бассейнов этой части — волжского, днепровского, донского, неманского, западно-двинского — найти новый маршрут, интересный в природном и познавательном отношениях и привязанный своими крайними точками к транспортным магистралям, трудно.

В «фондовые» сотни входят маршруты и Азиатской части России. Ее обширнейшие пространства прорезают крупнейшие реки Азии — Обь, Енисей, Лена, Амур. Многие их притоки несут свои воды в красивейших долинах, но удобными подъездами обладают считанные единицы, а большинство связано самолетным сообщением или требует подхода по таежным тропам, т. е. практически пригодно лишь для сплава вниз по течению на плотах, байдарках или легких надувных лодках.

Очевидно, что если турист будет проводить свой ежегодный отпуск только в туристских путешествиях и останется верен одному лишь водному способу передвижения в течение, скажем, 30 лет, то и тогда ассортимент, предлагаемый ему для выбора, во много раз превысит его возможности.

За последние годы центральными и областными издательствами выпущено значительное количество книг, брошюр, проспектов, путеводителей, общегеографических и даже беллетристических описаний тех или иных маршрутов и районов. Однако в большинстве из них преобладают общие сведения о районах и крайне редки конкретные характеристики рек в том аспекте, в котором это нужно туристу.

Нельзя выбирать маршрут только по географической карте. Как бы близко к реке ни нарисовал картограф зеленые пятна лесов, по ним нельзя узнать, будут ли деревья смотреться в воду и за сколько метров или километров придется ходить за топливом.

Туристу очень важно при выборе маршрута определить проходимость реки для тех или иных судов. По литературным данным, в особенности по общим географическим описаниям, это узнать не удастся. Одним из главных и наиболее надежных источников сведений будет все-таки устное или письменное свидетельство (отчет) туристов-очевидцев или консультация членов маршрутно-квалификационных комиссий.

Встречаются хорошие знатоки той или иной реки среди охотников и рыболовов, но у них «своя» география, и даже их общим впечатлениям доверять никак не следует, ибо высказаны они с охотничьей, рыболовной, но не с туристской точки зрения. Турист-пешеход, местный житель не увидит на реке того, что хочет знать турист-водник, и только, пожалуй, сплавщик да гидролог дадут отчетливые ответы.

Мы уже знаем, что, если река берет начало в озере или в заболоченном районе и сразу же, на первых километрах, принимает притоки, можно надеяться, что в ней будет достаточно воды для байдарки или лодки, независимо от общей водности года. Но количество воды не всегда говорит о проходимости реки, которая может оказаться засоренной остатками сплава, заваленной буреломом и стволами, накопившимися за несколько весенних половодий, или просто заросшей древесной растительностью до такой степени, что в русле не осталось прохода.

Так или иначе выбор реки всегда должен быть обоснован несколькими данными. По географической литературе турист определяет характер поверхности района и общий облик реки — равнинная она или горная, спокойная или порожистая. Источник питания реки и количество притоков дадут основание судить о ее водности. По карте можно измерить расстояния, иногда разобраться в рельефе, составить общее представление об извилистости русла, населенности местности, наметить наиболее выгодные точки начала и конца маршрута.

Оставить комментарий

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!