Рулевое устройство туристских байдарок

Рулевое устройство туристских байдарок состоит из руля и приспособлений, обеспечивающих его перекладывание с борта на борт. Ножное управление рулем составляют штуртросы и педали или стремена для ног. Руль состоит из пера, шарнирно закрепленного (для возможности подъема) в рулевой коробке, которая может быть подвешена на двух петлях, укрепленных на кормовой скобе оболочки, или установлена на кормовом обрамлении оболочки.

Рулевое устройство байдарки «Салют»

Рулевое устройство байдарки «Салют»
1 — румпель; 2 — кормовое обрамление; 3 — ось руля; 4 — перо руля; 5—накладка; 6—заклепка; 7—штуртрос

На рулевой коробке закрепляется румпель, к нему присоединяются штуртросы, идущие через отверстия в задней планке кокпита и далее вдоль бортов под оболочкой байдарки к педалям или стременам.

Эффект действия руля зависит от его площади, типа и скорости судна относительно воды. Необходимая площадь руля может определяться по формуле:

S = Кр * L * Т
где L — длина судна, Т — средняя осадка.

При скоростях около 6 км/час, характерных для туристских байдарок, коэффициент Кр изменяется в пределах от 0,04 до 0,1 в зависимости от формы руля. Для сильно углубленных рулей, применяемых на байдарках «Ладога» и «Нептун», этот коэффициент составляет 0,05—0,07, для незаглубленных вытянутых рулей, подобных используемым на байдарках «Луч», Кр равен 0,08—0,1. Следует учитывать, что отклонение руля на угол более 30° не рационально, особенно для рулей, как на байдарке «Луч».

Перо делают из дюралевого листа: при толщине листа 1 мм — с местными усилениями у шарнира и рифлением для увеличения жест-кости; при толщине листа 2—3,5 мм — плоским, что не только обеспечивает хорошую жесткость, но и способствует его опусканию за счет значительного веса. Рулевую коробку изготавливают из фанерных планок или применяют литую из алюминиевых сплавов.

Для подъема пера руля на мелководье или при маневрах задним ходом вверху задней части пера делается отверстие, к которому привязывается конец подъемной снасти — сор линя, идущего к рулевому. Штуртрос делается из прочного и мало вытягивающегося шнура. Длина последнего регулируется при помощи талрепа в виде планки с тремя отверстиями.

2 коммент. к статье “Рулевое устройство туристских байдарок”

  1. Вадим:

    Рифлёный дюралевый лист толщиной 1 мм для изготовления пера руля не подходит из-за плохой обтекаемости. Если использовать лист толщиной 1 мм, то лучше гладкий, нерифлёный. Из тонкого листа можно изготовить обтекаемое перо руля чечевицеобразной формы в поперечном сечении. Примерное соотношение ширины и толщины 20:1. Эффективность такого руля будет выше, чем плоского, изготовленного из толстого листа. Наиболее эффективный контур пера руля — в виде полуэллипса при соотношении заглубления и ширины пера 1,5-1,7:1.

  2. Владимир:

    Ми давно з усіх байдарок зняли рулі — вважаємо їх непотрібними. На гірських річках вони тільки заважають реагувати, так само на вузьких і швидких лісових річках з завалами та іншими перешкодами. Молодь скоріше вчиться керувати байдаркою… etc. Ось так

Leave a Reply to Владимир